Консультация для воспитателей дошкольного образования
«ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА»
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей воспитанников:
Физиологические:
Ребенок до 8 лет ещё плохо распознает источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребенка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и с права остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1с. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды. Ребенок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на этого нужно лишь четверть секунды.
Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
Психологические:
У воспитанников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребенок убежден, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как игрушечные).
Разделение игровых и реальных условий происходит у ребенка уже в школе постепенно.
Внимание воспитанника сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Воспитанник не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведет его поступок доля других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.
Как сформировать у воспитанников навыки безопасного поведения на дороге?
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идет о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закрепленное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания о ППД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребенку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребенка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребенка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Первая младшая группа.
Безопасность жизнедеятельности
Формировать: навыки поведения, способствующие сохранению жизни и здоровья (Не подходи к незнакомым людям; Ничего не засовывай в розетки; Не бери нож и ножницы, ими можно пораниться; Не подходи на улице к незнакомым кошкам, собакам – могут укусить, поцарапать; стоять на безопасном расстоянии от качелей; при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги; при спуске с лестницы держаться за перила, не перешагивать через ступеньки и др.); умение обращаться за помощью к окружающим в случае опасности (громко закричать, показать рукой в сторону опасности).
Формы работы: Рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций). Чтение худ.литературы: А.Барто «Грузовик». Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», Мы едем на автобусе», «Путешествие на поезде». Просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за игрой детей старших групп на транспортной площадке.
Проведение подвижных игр: «Машины едут», «Бегите ко мне», «Поезд», «Воробушки и автомобили».
Дидактические игры:
«Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор», «Найди свой цвет» (Закреплять умения находить предметы зеленого и красного цвета), «Найди и собери» (На знание частей машины», «Угадай на чем повезешь», «Найди машину, которую назову», «Правильно-неправильно», «Разрешено – запрещено».
Развивающая среда:
Набор транспортных средств. Иллюстрации с изображением транспортных средств, картинки с изображением частей машины. Кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора.
Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.).
Во второй младшей группе
Безопасность жизнедеятельности
Формировать представления: о (об) огнеопасных предметах и острых предметах, которые могут нанести вред здоровью (спички, свечи, нож, ножницы, вилка, заточенный карандаш); цветах светофора (зеленый – для перехода улицы, желтый – ожидание другого сигнала светофора, красный – переходить улицу нельзя); пешеходном переходе «зебра», дорожном знаке «Пешеходный переход». Формировать (развивать) умения: соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе (нельзя приближаться к открытому окну, двери балкона, принимать таблетки можно только по назначению врача, когда их дают родители, потому что можно отравиться; осторожно передвигаться при спуске с лестницы; позвать на помощь, если упал, поранился); оберегать глаза (трогать чистыми руками, не бросаться песком); пить только чистую воду (кипяченую, бутилированную); соблюдать правила безопасного поведения на дороге (останавливаться перед движущимся транспортом, соблюдать правила перехода дороги, движения по тротуару), на участке (правильно пользоваться игровым оборудованием, играть на участке; если незнакомец зовет уйти с участка к маме, позвать воспитателя; к бездомным животным подходить опасно, потому что они могут напугать); соблюдать правила пожарной безопасности (нельзя брать спички – это может привести к пожару; нельзя трогать горящие свечи, подходить близко к горящему огню, потому что можно получить ожог).
Формы работы: Рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций). Чтение худ. литературы: А.Барто «Грузовик», В.И. Мирясов «Легковой автомобиль», «Грузовой автомобиль», «Автобус», «Троллейбус» и др., С.Михалков «Если цвет зажегся красный», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит». С.Маршак «Светофор», Б. Заходер «Шофер» и др. Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», «Мы едем на автобусе», «Путешествие на поезде». Просмотр кукольного спектакля. Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за игрой детей старших групп на транспортной площадке.
Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили».
Дидактические игры: «Собери машину», «Светофор», «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку» (на знание транспорта), «Угадай на чем повезешь», «Правильно – неправильно», «Разрешено – неразрешено» и др.
Развивающая среда:
Простейший макет улицы (желательно крупный): тротуар, проезжая часть, светофор.
Картинки с рамными видами транспорта, с изображениями частей машины, с изображением опасных ситуаций на дороге (мяч на дороге, катание детей с горки на санках около дороги и т.д.).
Трехцветный светофор.
Атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм (руль, маски, шапочки и т.д.).
Средняя группа:
Безопасность жизнедеятельности
Формировать представления: о правилах безопасного обращения с животными (опасно дразнить собак, трогать бездомных животных, потому что они могут укусить); правилах дорожного движения (сигналы светофора, движение по обочинам и тротуарам, переход проезжей части, при ожидании транспорта); правилах безопасного поведения в опасных ситуациях в быту: на кухне (самостоятельно пользоваться газовой плитой опасно, потому что можно отравиться газом или может возникнуть пожар; включать кран с горячей водой только в присутствии взрослого; острые, колющие и режущие предметы – молоток, нож, ножницы, терку, иголку, булавку, спицы – использовать строго по назначению, не баловаться и не играть с ними, потому что можно пораниться, хранить их в специальном месте); в подъезде (по лестнице ходить, держась за перила и руку взрослого; заходить в лифт только с родителями, не прыгать, не нажимать на двери); во дворе (если увидел осу, пчелу, не делать резких движений; не прикасаться губами или языком к металлическим предметам в мороз, потому что можно пораниться; кататься на качелях сидя, крепко держась за поручни); в автомобиле (сидеть в специальном детском кресле пристегнутым, вести себя в салоне спокойно); Формировать (развивать) умения: применять правила безопасного поведения в местах, опасных для жизни и здоровья, в доме (опасно трогать розетки, засовывать в розетку пальцы, предметы – можно получить ожог, электрическими приборами могут пользоваться только взрослые; опасно подходить близко к камину и печке с огнем, знать правила тушения выпавшего уголька, искры, малого огня, одежды; опасно выглядывать из открытого окна и балкона, потому что можно упасть; нельзя брать спички); на улице (переходить дорогу надо по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора; не подходить к открытому люку, потому что в него можно провалиться; ходить по тротуару с правой стороны, держась за руку взрослого); в природе (нельзя долго находиться на открытом солнце, потому что можно перегреться, получить солнечный удар; купаться в водоеме только в присутствии взрослых, во время купания пользоваться надувным кругом, нарукавниками, жилеткой; ходить в лес только со взрослыми, собирать и пробовать только знакомые ягоды и грибы, потому что среди незнакомых могут быть ядовитые и ими можно отравиться; кататься на коньках, санках, лыжах только в специально отведенных для этого местах); безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях: потерялся (обратиться за помощью к милиционеру, женщине с ребенком или продавцу в магазине); встреча с незнакомцем (не подходить и не разговаривать с незнакомым человеком, потому что он может быть опасным; если незнакомец пытается открыть дверь, позвонить в милицию по телефону 102, 112 и назвать свой адрес; если подозрительный человек близко подходит, быстро уходить, убегать от него и звать на помощь «Помогите!»); безопасного катания на велосипеде, самокате (кататься внутри двора, в парке; не выезжать на проезжую часть улицы или двора; объезжать маленьких детей и пожилых людей; в случае ушиба или травмы при падении – обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи); на санках, лыжах (съезжать с горки, сидя на санках; съезжать со склона на лыжах поочередно, через определенный интервал времени; опасно кататься с горки или со склона, с которых можно выехать на дорогу, потому что можно попасть под проезжающий автомобиль).
Формы работы:
Рассказы воспитателя о видах транспорта, о правилах безопасного перехода улиц (с использованием иллюстраций). Чтение худ. литературы: произведений С.Михалкова, Н.Носов «Автомобиль», Дорохов «Заборчик вдоль тротуара», С.Усачев «Домик у перехода», «Дорожная песня», В.Головко «Правила движения», В.И. Мирясов (стихи про транспорт).
Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Я – шофер», «Пешеходы и водители», «Перекресток» и др. Просмотр кукольного спектакля. Проведение спортивного праздника «Зеленый огонек». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами. Игры с макетами микрорайона, на транспортной площадке.
Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили».
Дидактические игры:
«Найди свой цвет», «Собери светофор», «Можно – нельзя, правильно – неправильно», «Правила поведения», «Путешествие на машинах», «Дорожные знаки», «Знай и выполняй правила поведения» и др.
Развивающая среда:
Макет транспортного светофора (плоскостной).
Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
На макет улицы необходимо нанести пешеходный переход, островок безопасности.
Крупные и мелкие дорожные знаки.
Картинки на классификацию видов транспорта.
Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения».
Фланелеграф:дорожные знаки, машины.
Старшая группа:
Безопасность жизнедеятельности
Формировать представления: о (об) правилах поведения в чрезвычайных ситуациях в быту: при пожаре (выбежать из комнаты и позвать взрослых на помощь, позвонить по телефонам 101, 104, 112, нельзя прятаться), при поломке водопровода (подставить емкость под кран, позвать на помощь взрослых, предупредить соседей); опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе; люк; строительная площадка), в квартире (розетки, телевизор, электрообогреватель, открытое окно, балкон, камин с огнем, газовая плита, электроплита). Развивать умения: соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами (электроприборы в розетку включает и выключает только взрослый, запрещается играть с розеткой, дотрагиваться до электроприборов мокрыми руками); самостоятельно применять правила безопасного обращения с животными (не подходить близко к чужим животным, к собакам, сидящим на привязи; не трогать животных в то время, когда они спят или едят; после того как погладил животное, обязательно вымыть руки); соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира в стандартных опасных ситуациях на улице (идя по тротуару, придерживаться правой стороны, обходить люки и другие препятствия, а также встречных пешеходов; переходить проезжую часть дороги по пешеходному или по надземному и подземному переходу), в автомобиле (во время движения не высовывать голову, не выставлять руку из окна, не открывать двери), в лифте (пользоваться лифтом можно только в сопровождении знакомого взрослого, входить в лифт после знакомого взрослого).
Формы работы: Рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы: Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт», А.Дорохов «Зеленый, желтый, зеленый», А.Усачев «Дорожная песенка», Я.Пушунов (про транспорт), С.Михалков «Скверная история». В.Кожевников «Светофор» и др.
Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Я шофер», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке. Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили». Развлечения по правилам дорожного движения.
Дидактические игры:
«О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятан знак?». «Перекресток», «Наша улица», «Умные знаки», «Какие бывают машины», «О чем говорит…», «Дорожные знаки для пешеходов», «Красный, желтый, зеленый» и др.
Развивающая предметно – пространственная среда:
Макет перекрестка. Желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети смогут сами моделировать улицу.
Набор дорожных знаков, в который обязательно должны входить такие дорожные знаки, как информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
Кроме того, если в старшей группе знакомят с работой регулировщика, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ГИБДД, фуражка, шапочки-машины или жилеты-машины.
В каждой группе – детская художественная литература по тематике дорожного движения.
Работа с законными представителями:
Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводить совместно с родителями.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице возможно применение различных форм взаимодействия и общения с родителями.
В одних случаях это могут быть консультации или дискуссии на родительских собраниях, индивидуальные беседы в часы, когда родители приходят за детьми, о проводимых в детском саду занятиях по ПДД. Можно знакомить родителей с материалами по ПДД через наглядную информацию в «уголке безопасности».
Уголок для законных представителей должен содержать:
Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.
Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.
Рассказы детей о поведении на дороге.
Уголок может быть оформлен так:
Единый стенд (размер зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
Книжка-раскладушка (или ширмы).
Памятки и т.д.
Представленный на стендах материал можно распределить по рубликам, например «Внимание, дети!» и «Какие опасности могут быть по дороге в детский сад», «Для Вас родители» и др. Рубрики и наиболее значимая информация должны быть выделены яркими, привлекающими внимание детей красками (обычно оранжевого, красного, желтого цветов). Материалы «уголка безопасности должны быть актуальными, полезными, интересными и хорошо оформленными. Для этого целесообразно использовать фотографии, красочные иллюстрации.