Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Дата: 12 октября 2021 в 15:44

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

На земле жизнь светла и прекрасна,

Все мы дети природы родной.

Но немало явлений опасных

Угрожает нам с вами порой.

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не сразила другая беда,

Мы принять должны меры такие,

Чтобы справиться с нею всегда!

Пред бедой не теряйся, будь смелым,

Подави страх невольный в душе.

Чтобы грамотно браться за дело,

Юный друг, изучай ОБЖ!

Основные черты, характеризующие детский травматизм, - распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет.

Так у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек. В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы, причём у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. Причины этих травм весьма разнообразны: падение на ровном месте и с высоты, ранения острыми предметами, ожоги, удары о предметы и предметами и др. К бытовым травмам относятся так же повреждения, полученные при неорганизованных занятиях спортом.

Если повреждения в быту чаще носят характер поверхностных ранений, то травмы, причинённые детям транспортными средствами отличаются наибольшей тяжестью, требуют госпитализации и являются основной причиной инвалидности с детства.

Основы безопасности ребёнка грудного и раннего возраста напрямую зависят от взрослого. Это постоянный надзор и создание травмобезопасной среды.

Для детей дошкольного возраста характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «Фрагментированное внимание». Дети проявляют с одной стороны стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью ещё не овладели.

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми должна предусматривать решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

  1. Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
  2. Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребёнка.

Основные меры профилактики детского бытового травматизма у дошкольников:

  1. Мероприятия по обеспечению «техники безопасности» в жилых помещениях (ограждение батарей отопительной системы, закрытие розеток, предупредительные этикетки на опасных жидкостях, хранение их в недоступных для детей местах и др.);
  2. Постоянный надзор за детьми, организация интересных и безопасных игр и занятий, отвлекающих детей от опасных шалостей;
  3. Повседневное и неустанное воспитание у детей навыков осмотрительного поведения и разумной осторожности.

Мерами по предупреждению возможных ожогов у детей являются:

  • недоступность спичек;
  • хранение препаратов бытовой химии (едкие кислоты, щёлочи) в недоступных для детей местах;
  • осторожность во время кормления ребёнка горячей пищей;
  • повышенное внимание и осторожность при переносе посуды с горячей жидкостью;
  • запрещение детям находиться во время приготовления пищи, мытья посуды, стирки белья и других работ на кухне;
  • постоянный надзор взрослых при купании детей;
  • защита детей от горящих газовых плит, накалённых предметов (утюга, обогревательных приборов).

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а потом следить за их выполнением. С этой целью, кроме традиционных форм обучения дошкольников, необходимо использовать различные виды детской деятельности, в которых приобретается опыт. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

На основании уже имеющихся у детей знаний, педагог может выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Правила поведения и различные запреты непосредственно связаны с условиями жизни человека. Они имеют определённый, порой жизненно важный смысл. Человек вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл. Очевидно, что самым неэффективным способом объяснения этого смысла являются долгие наставления и нравоучения (часто они дают обратный эффект).

Регулирование поведения детей путём прямых запретов со стороны взрослых должно быть минимальным: избыточность запретов наносит ущерб, так как при ослаблении внимания и контроля со стороны взрослого дети могут «пойти в разнос». Таким образом, если запреты будут касаться многочисленных действий ребёнка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из них неизбежно будут нарушаться. А это может привести к травмам, несчастным случаям и т.д.

Чтобы прямые запреты стали реальными нормами регулирования поведения детей, их отбор должен быть тщательно продуман. Запрет должен отражать факторы, опасные для жизни дошкольников.

Всё прочее – это нежелательные действия, требующие регулирования.

Необходимо найти позитивные способы воздействия на детей. Эффективны:

  • личный пример взрослого;
  • показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом) (Ножницы: «Посмотрите, что могло бы случиться, если бы во время вашей драки ножницы раскрылись»).
  • при каждой возможности хвалить за соблюдение запретов и выполнение правил, совершение хороших поступков;
  • прямое объяснение в младшем возрасте и совместный с детьми анализ проблемных ситуаций в старшем;

Важными условиями для организации работы с детьми являются:

  • Программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение (программа, методическая литература и методические рекомендации, тематические подборки иллюстраций, стихов, загадок, пословиц и поговорок, варианты планирования работы по разделу, конспекты занятий, диагностический инструментарий, наглядность, учебные пособия, детская художественная литература);
  • Предметно-пространственная развивающая среда (атрибуты к сюжетно-ролевым играм («Спасатели», «Больница», «Регулировщик» и др.), дидактические и настольно-печатные игры, альбомы для раскрашивания, подборки иллюстраций и др.);
  • Работа с родителями.

Большое значения для решения проблем детской безопасности имеет положительный пример в поведении взрослых. Поэтому необходимо уделять значительное внимание работе с родителями.

Родители должны осознавать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например: сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родителя сами этого не делают.) Разные же требования, предъявляемые к детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.

Направления работы с родителями:

  • организация собраний (общих и групповых);
  • ознакомление родителей с работой детского сада по проблеме (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, просмотры видеофильмов и др.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника и др.)
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, информация в «родительском уголке).

Формы организации работы с детьми:

  1. Занятия
  2. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
  3. Театрализованная деятельность
  4. Чтение художественной литературы
  5. Игровые обучающие ситуации
  6. Экскурсии
  7. Тематические прогулки
  8. Развлечения и праздники
  9. Кружковая работа («Помоги себе сам», «Юный спасатель»)
  10. Игровой тренинг

Методы и приёмы:

  1. поисковая деятельность (опыты, эксперименты)
  2. эвристическая беседа
  3. проблемное обучение

Особенности планирования:

  • Тематические циклы (недели безопасности в разные поры года);
  • Тематический день в структуре каждой недели;
  • Тематические каникулы в детском саду;
  • Интеграция содержания вопросов безопасности в содержание разделов основной программы (занятия по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим, экологическому, физическому воспитанию;
  • Тематический кружок (с соответствующей программой, календарно-тематическим планированием, занятиями с периодичностью 1 раз в неделю);

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.