Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультаций для законных представителей

Дата: 12 декабря 2022 в 11:06

Консультация для законных представителей

«ТРИЗ – в повседневной жизни»

Каждый день работы с детьми - поиск. Например, ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать. И наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопрос, поставьте проблемную ситуацию. Например, надо дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы, если бы на земле не было леса, деревьев?» «Чем же полезно дерево?» «Какие свойства дерева не нравились человеку?» Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Почему в деревянном доме жить удобно, чем в каменном? Где могут пригодиться стружки, опилки? Назовите предметы из дерева? Затем опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не гори, окрашивается или нет, нагревается или нет и др.

 Мы так научим детей системному анализу, подведем к проблеме многофункционального использования дерева или вещества. Значит, каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? и др.

 Для развития логического мышления хорошо подойдёт приём ТРИЗ - постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем. Это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо. Например, зонтик. Чем он хорош? Чем неудобен? Может ли зонт одновременно быть большим и маленьким?

С помощью игр с элементами ТРИЗ дети легко устанавливают связи между объектами. Например, игры «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» - игры на системный анализ. Любые вещи могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную и т.д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика?

Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи - шутки типа «Какие камни не встретишь в море? Сколько яблок выросло на 5 грушах, если на каждой груше выросло по одному яблоку?

На прогулке также можно интересно и познавательно провести время, используя приёмы ТРИЗ такие как, оживление, применение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут. А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелом на асфальте, мокрыми подошвами по сухому – что получилось? Почему? А если дать детям на прогулку увеличенное стекло? Представьте, какая будет игра.

Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе?. Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать нетрадиционно. Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться из сложившейся ситуации. Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете? Нарочно переврать сказку – пусть дети восстановят её сюжет. Интересно? Детям нравится. Вечером понаблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи или сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное общение с живой и неживой природой поможет детям видеть тайны изменений, превращений.

Используя в повседневной жизни приведённые приёмы ТРИЗ-технологии, Вы дадите возможность своему ребёнку открывать новые свойства в объектах, фантазировать и творчески мыслить. Дети научатся делать самостоятельные выводы и умозаключения. Эти ежедневные открытия раскрепощают детей, не дают развиваться психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного.

Консультация для воспитателей дошкольного образования

«Развитие связной речи воспитанников посредством составления загадок по моделям А.А. Нестеренко»

С детьми дошкольного возраста работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдая за работой воспитанников, можно сделать вывод, что отгадывание происходит у самых сообразительных как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть воспитанников группы являются пассивными наблюдателями, поэтому я предлагаю своим воспитанникам не только отгадывать загадки, но и придумывать свои.

При составлении загадок по моделям А.А. Нестеренко у воспитанников формируются умения работать по моделям. На доске вывешивается табличка с изображением модели, по которой дети составляют загадку про какой-либо объект.

Модель 1.

У объекта выделяются признаки, отвечающие на вопрос «Какой?» и делается подборка объектов, у которых данные признаки ярко выражены. Рассмотрим составление загадки по данной модели про помидор.

Какой?

Что такое же?

Красный

Сигнал светофора

Гладкий

Оконное стекло

Круглый

Воздушный шар

После заполнения таблицы педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Красный как сигнал светофора,

Гладкий как оконное стекло,

Круглый, но не воздушный шар. Что это? (Это помидор)

При составлении загадок по данной модели, воспитанники учатся определять разные свойства объекта и находить их в других объектах.

Модель 2.

Методика работы со 2-й моделью аналогична работе с первой моделью.

Рассмотрим данную модель на примере составления загадки про ласточку

Что делает?

Что делает также?

Летает

Самолёт

Роет норки

Слепой крот

Ловит насекомых

Болотная лягушка

Получается следующая загадка:

Летает, но не самолёт,

Роет норки как слепой крот,

Ловит насекомых, но не болотная лягушка. Кто это? (Это ласточка).

Составление загадок по данной модели формирует у воспитанников умения называть действия объектов и сравнивать их с действиями других объектов.

Модель 3.

Особенностью освоения данной модели является то, что воспитанники, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находят между ними общее и различное.

Рассмотрим данную модель на примере составления загадки про машину

На что похоже?

Чем отличается?

Жук

Нет лапок

Улитка

Машина быстрая, улитка медленная

Дом

В машине бегать нельзя

Таким образом получается следующая загадка:

Похожа на жука, но нет лапок,

Похожа на улитку, но быстро движется,

Похожа на дом, но в неё нельзя бегать. Что это? (Это машина).

Модель 4.

Составления загадок по данной модели заключается в следующем. У объекта выделяются части, их количество и подбираются объекты на, которые похожи данные части.

Рассмотрим данную модель на примере составления загадки про дом.

Части

Сколько?

На что похоже?

Крыша

1

Скворечник

Двери

Много

Коробка

Окна

5

Книга

Для того, чтобы составить загадку стирается первый столбец

Сколько?

На что похоже?

1

Скворечник

Много

Коробка

5

Книга

Составляем загадку:

1 скворечник, в нём много коробок и 5 книг. Что это? (Это дом)

В результате составления загадок у воспитанников устраняется боязнь неправильного высказывания, вырабатывается смелость в фантазии, развивается не только речевое творчество, но и креативность мышления.

Литература:

  1. Сидорчук Т.А. Воображаем, размышляем, творим… -Мозырь, 2006.
  2. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. -  Минск, 2007. - 112с.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.